«Agile технологии в проектном обучении. Методика eduSCRUM»
Феденева К.А., учитель русского языка и литературы,
Полина О.В., учитель иностранного языка
МАОУ СШ 2 с углубленным изучением отдельных предметов,
Оглоблина Н.Ю., учитель русского языка и литературы МАОУ ОШ 7,
Петрова И.А., учитель русского языка и литературы
МАОУ СШ 3 городского округа Красноуфимск
12-13 ноября 2019 состоялась 2-я региональная выездная школа «Путь к успеху».
В этом году темой работы стала «Обеспечение качества образования в контексте обновленных ФГОС начального и основного общего образования». Мероприятие собрало более 190 участников. Рабочая группа ГО Красноуфимск не осталась в стороне от этого масштабного мероприятия и тоже приняла в нем участие. Педагоги городских школ выступили в роли организаторов семинара-практикума по направлению «Технологии педагогической деятельности», рассказав об опыте работы над проектном обучении в методике eduScrum.
Будущее предъявляет свои требования к образованию: ведь нынешние школьники — это те, кто будет работать и жить в новом будущем.
А что если нынешние школьники уже придут в мир новых профессий, обладая нужными навыками? Что если обучение можно построить так, что кроме необходимых знаний дети будут тренироваться в важнейших навыках будущего и потом применять их независимо от того, в какой сфере они будут работать?
Что если обучение станет общим делом и учителя, и учеников?
Что же нужно уметь тем, кто хочет преуспеть в мире будущего?
Ключевыми навыками 21 века будут 4К:
- Коммуникация
- Командная работа
- Критическое мышление
- Креативность
Ответом на эти требования будущего стал гибкий подход Agile. Agile мышление — это набор установок, поддерживающих гибкую рабочую среду. К ним относятся уважение, сотрудничество, циклы совершенствования и обучения, гордость за продукт, сосредоточенность на достижении ценности и способность адаптироваться к изменениям. Для развития такого мышления требуется время. Оно не устанавливается мгновенно и требует тщательной и бережной работы по разным направлениям.
Автор методики eduScrum, основанной на гибком мышлении, WillyWijnands — учитель из Голландии — уже 5 лет ездит по всему миру и обучает преподавателей eduScrum. Его приглашают в известные колледжи и университеты по всему миру, и летом 2018 года он впервые приехал в Россию и обучил первую волну педагогов — agile-практиков.
Основа идеологии eduScrum – командная работа. Каждый человек имеет свои сильные и слабые стороны, и только совместная работа с учетом особенностей каждого может дать самые эффективные результаты, каких невозможно достичь одному. Командная работа заставляет сильные стороны работать на максимуме, а слабые могут быть подстрахованы другими участниками. При работе с проектом обучающиеся проходят сложный путь от группы к команде. Для этого командообразующие и ретроспективные игры помогают настроиться на других участников и начать видеть свои действия глазами своих друзей. А составляющие «празднования» проекта помогут сделать рутинную работу приятной для всех.
Принцип eduScrum гласит — учитель объясняет ЧТО (что ученики должны достичь в конце проекта) и ЗАЧЕМ (для чего им нужно это получить). И только чётко представляя конечный пункт, можно эффективно выбирать способ добраться до него. А проведение ретроспектив, коротких встреч для обсуждения проделанной работы, позволяет вносить коррективы, улучшая каждый раз свой результат. Что сделать раньше, а что в конце, сколько задач можно выполнить за определённый срок, распределение задач между участниками — это выстраивание ступенек, по которым команда будет идти к цели.
После окончания проекта важно узнать его итоги. Почувствовать реальный результат в школьной жизни сложнее, чем в рабочей практике, многое идёт от обратной связи учителя. Важно понять, правильно ли были выбраны инструменты решения задач, насколько хорошо и быстро команда достигла цели. И, к тому же, озвучивание итогов — это подтверждение команде, что работа проделана не зря и результат принят.
В конце работы снова возвращаемся к команде.
Каждому участнику важно понимать свой вклад в работу; то, как он вырос, работая над проектом; что было некомфортно ему и другим.
Как проходило взаимодействие — это настройка команды на работу друг с другом для того, чтобы с каждым новым проектом ещё лучше взаимодействовать, фокусируясь на цели работы, а не проблемах в общении.
Применение техники eduScrum в проектной деятельности позволяют педагогу раздвинуть границы не только творческой активности детей, но и их мобильности, сплоченности, умения вести диалог и принимать конструктивную критику.
В заключение необходимо отметить, что использование данной методики может быть не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. А педагогами области, посетившими семинар, было отмечено много полезных форм работы, которые могут быть включены в учебную практику в чистом виде или частично, в адаптированном варианте, ведь не зря методика названа гибкой. Дерзайте, дорогие педагоги, идите в ногу со временем, удивляйте своих учеников.