В образовательных учреждениях уже более восьми лет реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, но система оценки в школе продолжает носить ретроспективный (суммативный, накопительный) и инспекционный (внешний) характер. До сих пор контрольно-оценочные действия в учебной деятельности находятся в зоне ответственности взрослого (педагога, родителя). Проблема самоконтроля и самооценки, оценки для обучения так и остается актуальной и нерешенной проблемой всего российского образования, особенно когда трендом современного образования становится его индивидуализация.
Под индивидуализацией в образовании мы, понимаем возможность учащегося самостоятельно, проявляя инициативу и неся ответственность за учебный процесс, строить свою образовательную траекторию (маршрут) для достижения целей своего образования. Условием реализации этого тренда является наличие у подростков к концу основной школы учебной самостоятельности, которую еще нужно сформировать. Механизмом для формирования учебной грамотности (учебной самостоятельности) является формирующее оценивание. Высказывание Марины Пинской легли в основу сквозного муниципального проекта «Развитие учебной самостоятельности обучающихся посредством инструментов формирующего оценивания». Для эффективной реализации проекта было спланированы несколько шагов. Первым из них стало повышение квалификации педагогов и администрации школ по данной теме.
С 21 по 22 октября 2019 года педагоги и заместители директоров всех школ города были погружены преподавателями НОЧУ ДПО «Уральского центра подготовки кадров» в изучение различных моделей и методик использования инструментов формирующего оценивания на разных этапах обучения. Два дня занятий пролетели незаметно. Теоретические знания отрабатывались в практико-ориентированных заданиях.
Каждый слушатель курсов смог подняться по «Лестнице продвижения» и занять одну из трех верхних ступенек.
Итогом обучения на курсах стало общее понимание, что текущая оценка может и должна быть формирующей, т.е. поддерживающей и направляющей усилия учащегося, и диагностической, способствующей выявлению и осознанию учителем и учащимся существующих проблем в обучении. Педагоги пришли к выводу, что идти на урок нужно не для того, чтобы контролировать или показывать детям, чего они не умеют, а чтобы помочь им быть успешными, продвинуться в обучении и, не повторяя ошибок, наращивать знания и умения. Кроме того, стратегии формирующего оценивания эффективны как на уроке, так и во внеурочной деятельности
Следующим этапом реализации проекта должно стать погружение коллективов всех школ города в освоение техник формирующего оценивания и применения их в педагогической деятельности.
.