Ни для кого не секрет, что в современном мире дети часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, среди людей, которые должны обеспечивать безопасность ребенка, заботиться о нем и любить его.
В случае ослушания или при «плохом поведении» родители считают, что вправе наказывать ребенка, ошибочно считая это нормой, и даже не догадываются, что любые проявления «плохого поведения» чада, это ответная реакция на их стиль воспитания. Далеко не все взрослые знают о том, что «жестокое обращение с детьми» — это любое насилие по отношению к ребенку со стороны родителей, а также других более взрослых членов семьи. При этом оно необязательно должно выражаться в применении телесных наказаний или в виде сексуального домогательства — психологическое насилие ничуть не менее опасно.
Доктор медицинских наук, автор научных статей о жестоком обращении к детям Сафонова Т. Я. дает следующее определение психического насилия «Под эмоциональным (психическим) насилием понимается однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию».
К психологической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес ребенка в словесной форме;
— насмешки, замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
— угрозы бросить ребенка: «Не любишь меня — уходи к другой маме», «Ты такой мне не нужен»;
— игра на чувствах ребенка;
— эмоциональная изоляция — отвержение: ребенка видят, но не слышат.
Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребёнок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви.
Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения — от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения. Угрозы и запугивание, унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребёнка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.
Рекомендации родителям:
— Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
— Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач.
— Терпеливо и с интересом слушайте рассказы ребенка, о событиях в его жизни.
— Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
— Предъявляйте к детям единые требования. Если кто-то из взрослых не согласен с замечаниями другого, то обсуждайте это в отсутствии ребенка.
— Не скупитесь на похвалу!
— И главное, во всем дети видят ваш пример. Не позволяйте себе то, что запрещено делать ребенку.
Естественно, родители – не бездушные роботы по дрессировке детей, во всем нужно найти причину неудовлетворительного поведения и с пониманием и любовью спокойно научить ребенка послушанию.
Все в ваших руках!
МОУО МО ПМПК и ПС
Педагог-психолог Некрасова Н.Н.